Диагностика профессиональной направленности личности
(Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального выбора. – СПб, 1998)
Наряду с известными методиками ДДО, КИ (карта интересов), рекомендуется использовать методику «Карта склонностей – КС»:
Цель: определить направленность индивидуальных склонностей личности и силу их проявления в различных сферах профессиональной деятельности. Возможно использование среди старшеклассников, студентов, взрослых, вставших перед проблемой выбора профессии.
Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы по определенным разделам (1 – 7), используя опросный лист. Если Ваш ответ положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак (+).
Опросник
1. Верно ли, что в детстве Вам очень нравилось:
- Подолгу играть в подвижные игры?
- Быть в играх ведущим, верховодить в них?
- Придумывать содержание и правила игры?
- Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что в них?
- Играть в шашки, шахматы?
- Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?
- Читать стихи или петь песни, когда об этом просили?
- рисовать самому или наблюдать, как рисуют другие?
- слушать музыку или пение?
- Рассказывать разные фантастические истории?
- Наблюдать за жизнью растений, животных, насекомых?
- Заниматься шефской работой?
- Заводить новых друзей?
- Быть душой компании сверстников?
2. Нравится ли Вам сейчас:
15. Заниматься на уроках физкультуры или в спортсекции?
16. Добровольно брать на себя обязанности организатора?
17. Помогать ребятам решать задачи, объяснять решения?
18. Обрабатывать материал (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)?
19. Искать ошибки в схемах, чертежах, расчетах, текстах?
20. Помогать людям разобраться в их проблемах?
21. читать, узнавать что-то новое о людях искусства или участвовать в художественной самодеятельности?
22. Заниматься в изостудии или в изокружке?
23. Играть на том или ином инструменте?
24. Писать сочинения на свободную тему?
25. Ухаживать за растениями или животными?
26. Устанавливать различные связи с интересными людьми?
27. Находиться в обществе малознакомых людей?
28. Решать проблемы других людей?
3. Получаете ли Вы особое удовлетворение:
29. От участия и борьбы в спортивных состязаниях?
30. От своего умения расставить людей, распределять их обязанности?
31. От обслуживания и ремонта приборов, технических устройств, машин?
32. От точного управления каким – либо грузовым, подъемным или транспортным средством?
33. От своего умения выполнять схемы, вычисления, расчеты?
34. От умения уладить ссору или конфликт между людьми?
35. От своего удачного рассказа окружающим о каком-нибудь событии?
36. От собственно – художественно – творческой работы?
37. От знакомства с новыми музыкальными инструментами или произведениями?
38. От составления точного описания или отчета о наблюдаемом?
39. От наблюдений за тем, как меняется природа весной, осенью или зимой?
40. От возможности своими действиями оказать помощь незнакомому человеку?
41. От желания людей контактировать с Вами?
42. От процесса общения с людьми?
4. Вам нравится, если Вам поручают:
43. Подготовку спортивных соревнований или похода?
44. Организацию интересного коллективного дела?
45. Участвовать в олимпиаде по физике, математике?
46. Осуществить монтаж или сборку какого – либо прибора, машины?
47. Разобраться в схеме, чертеже, таблице?
48. Поработать с младшими, потренировать товарищей в чем-то?
49. Выступить на сцене?
50. Выпустить стенгазету или оформить выставку?
51. Подготовить музыкальное выступление?
52. Подготовить научно – популярное выступление?
53. Делать биологические опыты и исследования?
54. Выступать общественным защитником на суде или разбирательстве?
55. Разобраться в неприятной конфликтной ситуации?
56. Очень часто безвозмездно помогать пожилому соседу?
5. Всегда ли Вам приятно:
57. Выложиться полностью на тренировке, спортсоревнованиях?
58. Активно участвовать в делах коллектива, требующих Вашей личной инициативы?
59. Разгадывать шарады, выполнять точные вычисления?
60. Изготовить по чертежам модель, прибор или механическое устройство?
61. Поработать на компьютере?
62. Помочь людям в конфликте с другими или порадоваться за чужой успех?
63. Участвовать в художественной самодеятельности, концерте в роли выступающего?
64. Порисовать красками, карандашами для своего удовольствия?
65. Поиграть на музыкальном инструменте, не думая ни о чем другом?
66. Писать стихи, прозу, вести дневник?
67. Кропотливо и долго помогать заболевшему растению или животному?
68. Тратить свое свободное время на проблемы других людей?
69. Действовать индивидуально, не привлекая на помощь других людей?
70. Заботиться об окружающих Вас людях?
6. Можете ли Вы долгое время выдерживать такие дела, как:
71. Занятия спортом, физическим трудом?
72. Энергичную работу вместе и рядом с другими людьми?
73. «Ломать голову» над поиском ошибки в расчетах?
74. Искать неполадки в приборе, механизме?
75. Копировать чертежи, карты и т.п.?
76. Заботиться о младших, больных или слабых людях?
77. Думать над судьбами, образами героев кино или книги?
78. Создавать по плану задуманное (картину, шитье, рукоделие)?
79. Исполнять собственные музыкальные пьески, сочинения?
80. Вести борьбу с вредителями сада, огорода?
81. Собирать информацию для будущего доклада или сообщения?
82. Выслушать интересный рассказ своей соседки?
83. Сохранять доверенную Вам тайну?
84. Длительное пребывание в компании незнакомых Вам людей?
7. В будущем Вам больше всего хотелось бы:
85. Достичь особых успехов в спорте?
86. Руководить людьми?
87. Стать известным математиком или ученым?
88. Участвовать в создании новых машин или приборов?
89. Работать исследователем?
90. Постоянно общаться с людьми?
91. Стать известным артистом?
92. Создать оригинальное художественное полотно?
93. Достичь особых успехов в музыкальном творчестве?
94. Стать известным журналистом или мастером слова?
95. Вывести новый сорт растений или вид животных?
96. Увлечь своим хобби других людей?
97. Посвятить свое свободное время работе с людьми?
98. Приобретать новых друзей и заводить новые знакомства?
Опросный лист
Ф.И.О._____________________________________________
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
|
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
|
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
|
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
|
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
|
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
Сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Обработка и анализ результатов:
За каждый положительный ответ испытуемый получает 1 балл. Наличие общей суммарной оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей и силу их проявления в следующих сферах деятельности:
1 – спортивно – физическая;
2 – организаторская;
3 – аналитико - математическая;
4 – конструкторско – техническая;
5 – обращение со знаковыми системами;
6 – коммуникативная;
7 – художественная;
8 – изобразительная;
9 – музыкальная;
10 – филологическая;
11 –природоохранная и сельскохозяйственная;
12 – 14 – социально – педагогическая.
Высокие показатели в столбцах 2 и 6 (сумма в двух столбцах от 10 до 14 баллов) свидетельствуют об организаторских и коммуникативных данных, важных для воспитателей, специалистов образования, управленцев.
Наличие высокой суммарной оценки в столбцах 3 -5 (от 15 до 21 балла) свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессий технического профиля.
Высокие показатели в столбце 11 (от 5 до 7 баллов) свидетельствуют о склонности к природоохранительной деятельности, в сочетании с высокими данными в столбце 6 – говорят о склонности к профессиям медицинского профиля.
Высокие суммарные показатели в столбцах 7 – 10 (20 – 28 баллов) свидетельствуют о художественно – изобразительных данных, помогают реализовать творческий потенциал человека в любой профессии.
Показатели в столбцах 2, 6, 12, 13, 14 (от 25 до 35 баллов) свидетельствуют о наличии склонности к профессиям «социально - психологическая работа».